Государственное регулирование развития транспортных систем сельской местности в наименее развитых странах: на примере стран Африки южнее Сахары

УДК: 338

Смирнов Олег Аркадьевич
Кандидат физико-математических наук,
доцент кафедры прикладной информатики, программирования и телекоммуникаций,
Государственная классическая академия имени Маймонида,
Российский государственный университет им. Косыгина

Стимулирование развитие транспортной доступности сельской местности в наименее развитых странах может осуществляться за счет снижения формальных барьеров, таких как наличие нормативных актов, препятствующих пользованию дорог общественным транспортом, или неформальных, таких как наличие антиконкурентных соглашений между операторами транспортных систем, осуществляющих мероприятия по развитию конкуренции. Недостаточная емкость рынка транспортных услуг приводит к тому, что данная деятельность может осуществляться только за счет привлечения субсидий, однако в практике государственного регулирования транспортных систем сельских территорий юга Сахары фактически нет случаев субсидирования транспортных систем, однако в тех случаях, когда оно осуществлялось, это приводило к существенным результатам, как, например, было показано на примере сельской местности Малави или Замбии. Несмотря на определенные успехи, в настоящее время во многих странах «Черной Африки» доступность транспорта для сельских территорий является недостаточно развитой. Существенным структурным ограничением для транспорта является то, что при отсутствии конкуренции у операторов маршрутных автобусов или их аналогов отсутствуют стимулы к развитию сервиса. Этому способствует и незначительная емкость рынка, которая не привлекает на рынок новых участников. В таких условиях, с помощью только экономических механизмов, невозможно решить проблему транспортной доступности сельских территорий. Для достижения поставленной цели необходимо использовать инструменты государственного регулирования, стимулирующие как непосредственное развитие транспорта, так и воздействующие на увеличение емкости рынка транспортных услуг для сельской местности.

Ключевые слова: государственное регулирование, сельская местность, транспортная доступность, Millennium Development Goals, бедность, социальное развитие.

Agris subject code: D10, E10

Текст статьи: http://krvestnik.ru/pub/2016/10/10-Smirnov.pdf